Современный британский художник нигерийского происхождения, родился 10 октября 1968 года в Великобритании, а последнее время проживает в Тринидаде. Крис Офили - это один из самых заметных художников в генерации британских художников, известных как "Молодые британские художники" (Young British Artists).
В работах Офили сплетаются в клубок самые разные изобразительные и культурологические элементы — сакральные и мирские, личные и политические, из высокой и низкой культуры, а также связанные с чёрной культурой, историей и экзотикой. Его творчество действует на многих уровнях, как физически, так и метафорически. В течении многих лет Офили остается верен своему живописному стилю, с сознательно уплощенным изобразительным планом, слоистой поверхностью, богатством материалов и многообразными источниками вдохновения. Крис Офили приобрел известность в начале 1990-х годов благодаря богатой живописи, которая отличалась использованием блесток, вырезанных изображений и слоновьего навоза – лакированного, часто с воткнутыми булавками, расположенного как на поверхности самой картины, так и поддерживающим холст. Когда Офили исполнилось 24 года, он получил стипендию от Академии, но поехал не в Италию, а в Зимбабве. Именно там он открыл для себя навоз как "культурный символ регенерации", по его словам. Изучая свои африканские корни, художник пришел к такому выводу: "Навоз необычайно прост, но одновременно в нем заключена столь же необычайная первозданность. Он словно основа основ. Он пробуждает множество мнений и интерпретаций".
Не так давно в Лондоне проходила выставка художника и открывалась она не под звуки фанфар, а под трубный глас слонов. Можно сказать без всяких преувеличений, слоны в творчестве этого художника играют одновременно несколько ролей - музы, мецената и средства производства. Абсолютное число критиков согласны в том, что именно слоны помогли Офили добиться славы и богатства. Ведь речь идет не вообще о слонах как виде, а о трех совершенно конкретных слонихах из Азии: Майе, Льянг Льянг и Дильберте.
В палитре Криса Офили слоновий навоз занимает центральное место и он же сыграл роль детонатора в разразившемся знаменитом скандале, который потряс вернисаж выставки "Сенсация" в Бруклинском музее искусств в Нью-Йорке в 1999 году, которая за два года до этого с успехом прошла в Королевской академии художеств в Лондоне. На выставке экспонировалась огромная (2,5 м в высоту) картина Офили "Дева Мария", написанная навозом, с небольшой слоновьей какашкой, пришпиленной разноцветными булавками аккурат на месте правой груди Мадонны. Она-то и вызвала высочайший гнев мэра Нью-Йорка, ревностного католика Рудольфа Джулиани. Мэр Нью-Йорка на эту выставку не ходил, а так просто, каталог полистал. Этого беглого взгляда оказалось достаточно, чтобы над музеем нависла угроза сокращения его годового бюджета на треть — 7,2 млн. долларов. Якобы за содействие «оскорбительным нападкам на католицизм». Рудольфо Джулиани высказался о «Мадонне»: «Нездоровая штука. Подобному место в психиатрической клинике, а не в музее, который финансируется и поддерживается нашим городом».
К слову сказать, в «Сенсацию» Бруклинский музей не вложил ни единого собственного цента. Выставку на пару спонсировали аукцион «Кристи» и британский рекламный магнат Чарльз Саатчи, владелец всех вошедших в неё работ. До прибытия в Нью-Йорк оные творения благополучно выжили в выставочных залах Лондона и Берлине. А вот в Бруклине коса постмодерна нашла на оч-чень серьезный камушек…
Причин тому было несколько.
Во-первых, коллаж Криса Офили включал слоновий навоз, так небольшой кусочек. Во-вторых, фоном для Пречистой Девы служили вырезанные из порножурналов женские гениталии и ягодицы. В-третьих, сама она, изображенная в нарочито примитивной манере, отличалась ярко выраженными негроидными чертами.
Майкл Дэвис, профессор искусств, автор спецкурса «Многоликая Дева», посвященного эволюции художественного образа Мадонны: «Реакция мэра видится мне основанной на узком определении искусства как непременно прекрасного и столь же узком представлении о Деве Марии, которая вовсе не обязана быть похожей на Ингрид Бергман». И далее: «Офили придает ей негроидные черты и использует слоновий навоз, имеющий у африканских народов сакральную силу, тем самым соединяя Пречистую Деву с землей Африки и ее людьми. В конце концов, у них не меньше прав на Мадонну, чем у того же Джулиани».
А сам Крис Офили по этому поводу ничего не сказал. Ему было не впервой. Когда в 1996-м он получил за свою «Мадонну» самую престижную британскую премию Тернера — первый лауреат-художник за 12 лет! — некто Рэй Хатчинс, 66-летний коллега Офили по цеху, выразил свой протест, вывалив гору навоза — обычного, не столь экзотического — на пороге галереи Тейт, учредившей эту премию в 1984-м. Сей перфоманс был осуществлен под лозунгом «Современное искусство — куча дерьма».
Навоз в коллажах Офили появился после того, как в 1992-м он получил от Британского совета грант на «творческую командировку» в Зимбабве. Оттуда художник вернулся с несколькими контейнерами слоновьих какашек, а когда запасы истощились, договорился о регулярных поставках с Лондонским зоопарком.
«Это — способ включить саму Африку в мои работы», — говорил Офили гораздо раньше и по другому поводу. В какой-то момент он даже перестал вешать свои картины и начал использовать слоновьи «лепешки» в качестве подставок.
Ничтоже сумняшеся, Джулиани для начала лишил Бруклинский музей месячного содержания, пригрозив сделать то же самое и с годовым бюджетом заведения. Тут уж не смогла смолчать миссис Клинтон — ожидалось, что она как и Рудольфо Джулиани, выдвинет свою кандидатуру на выборах в Сенат.
Хилари Клинтон: «Карать такое заведение, как Бруклинский музей — неприемлемо. Но сама я не желаю видеть работу Офили и согласна с теми нью-йоркцами, которые считают некоторые ее элементы глубоко оскорбительными».
Высказалась супруга саксофониста в высшей степени обтекаемо. Однако Джулиани уперся рогом и объявил, что «миссис Клинтон поддерживает музей, оскорбляющий католическую религию за деньги налогоплательщиков».
На том и порешили. Далее события развивались так:
а) мэр, как и обещал, лишил музей 7 млн. долларов;
б) музей подал иск в федеральный суд, требуя признать действия Джулиани антиконституционными;
(Здесь, как мне кажется, уместна показательная цитата из искового заявления Рудольфо Джулиани: «Выставка картин не обладает коммуникативным потенциалом, сравнимым с речью, литературой или сценическим представлением, а потому конституционный интерес художника в данном случае минимален».)
в) городские власти обвинили администрацию музея в нарушении лицензии, выданной в далеком 1893 году, — дескать, музей, будучи публичным заведением, не должен требовать для несовершеннолетних сопровождения взрослых, а также взимать входную плату (9,75 долларов);
г) хотя и то, и другое практиковалось годами, музей все же убрал возрастное ограничение для посетителей, чтобы лишить городские власти хотя бы одного аргумента. С платой за вход ничего нельзя было поделать — ее устанавливал не музей, а спонсоры выставки, желавшие возместить свои расходы;
д) к своим обвинениям город добавил такое: мол, выставляя работы, принадлежащие только одному коллекционеру, британскому рекламному магнату Чарльзу Саатчи, музей содействует неправедному обогащению отдельно взятого индивидуума. Да-да, это было сказано американцами…
е) представители аукциона «Кристи» негромко уточнили, что ни одна из девяноста выставляемых работ не продается;
ж) город обратился в суд штата с иском против музея, требуя возмещения морального вреда католикам и конфискации имущества;
з) музей выдвинул встречные требования об отмене карательных санкций Джулиани;
End был, как водится, happy. Суд осадил ретивого мэра, музею восстановили финансирование, «Мадонна» очутилась за щитом из плексигласа под надзором двух охранников, а на входе в выставочный зал были установлены металлодетекторы. Нью-йоркское отделение Американского Союза Гражданских Свобод провело демонстрацию в поддержку выставки, а республиканцы выступили в знак протеста. В день открытия на нескольких автобусах подъехали римо-католики — петь и молиться, протестуя против богохульства. Была также замечена небольшая группа борцов за права животных и несколько критиков с плакатами. Полиция задержала некоего Скотта Ла Байдо, художника-самоучку, швырявшего пригоршни конского навоза в окна музея. «Я творчески самовыражаюсь!» — вопил Ла Байдо, когда его уводили полицейские. А тепнрь приведем немного цифр: как сообщила «Нью-Йорк Таймс», в первый день «Сенсацию» посетили около пяти тысяч человек. Эти данные, полученны до 17.00, а музей открыт до 23.00. Предыдущий рекорд посещаемости в первый день показа составил 5,979 — это была выставка картин Клода Моне.
И еще кое-что. Телефонный опрос 508 нью-йоркцев, проведенный Дэйли Ньюс, показал, что 60% из них разделили позицию музея, утверждающего, что отзыв финансирования нарушает Первую поправку; 30% поддержали Джулиани. Центр исследований и анализа при Университете штата Коннектикут провел национальный опрос среди 500 взрослых по той же теме, показавший, что 57% согласно с политикой музея.
Знаете, чем все закончилось для «Мадонны»? 16 декабря 1999 года 72-летний Деннис Хайнер, христианин, в прошлом — учитель английского, залил «Мадонну» Криса Офили белой краской. Сымитировав приступ слабости, он прислонился к стене рядом с коллажем, а затем пробрался за плексигласовый щит, вытащил пластиковую бутылку с белилами и забрызгал ими лицо и тело Пречистой Девы. Он успел размазать краску по холсту так, что ничего уже нельзя было разглядеть.
Хайнер не пытался бежать. Когда один из охранников спросил его: «Зачем вы это сделали?», старик спокойно ответил: «Это — богохульство».
Его оштрафовали на 250 долларов. Демарш Джулиани вызвал протест художественной общественности, усмотревшей в нем антиконституционное покушение на свободу творчества. Что же касается самого художника, то он лишь выиграл от скандала, приумножившего его славу и деньги.
Но Крис Офили не зазнался и не забыл, кому он был обязан своим успехом. "Настало время отблагодарить моих друзей", - сказал он, имея в виду трех слоних. И слово свое сдержал. Недавно на манхэттэнских пирсах Нью-Йорка в помещении старого Арсенала прошла очередная выставка "Армори Шоу". Офили экспонировал на ней свою новую картину "Тройная пара 2001 - 2002" - черно-зеленый портрет бородатого мужчины, из головы которого произрастала птица. Вокруг шеи мужчины было нечто напоминающее ожерелье - из... навоза. Картину Офили выставили на "Анонимный аукцион". Аноним купил ее за 85 тысяч долларов, которые художник тут же отписал Зоологическому обществу Лондона. Именно оно заботится о слонихах-музах Офили. Деньги пошли на обустройство новой игровой площадки для трех слоновьих граций в Парке диких животных в Випснейде, в 35 милях от Лондона. "Я не мог не оказать помощи слонам, ведь они были так щедры со мной", - сказал художник.
Крис Офили, несмотря на свою скандальную знаменитость, - человек нежный и застенчивый. Он не устает объяснять, что его картины - не попытки эпатажа, а отражение его жизненного опыта. Офили родился в Манчестере, но его родители были из Нигерии, и его родной язык - иоруба (нигерийский диалект). Кстати, Офили такой же ревностный католик, как и экс-мэр Нью-Йорка Джулиани. В 1998 году Офили получил самую престижную в Англии премию имени Тернера. Это решение вызвало бурю протеста среди многих лондонских искусствоведов. Они обвинили жюри в сенсационализме, но, как и в случае с "Черной мадонной", это тоже пошло на пользу художнику. Его картины стали частью постоянных выставок многих ведущих галерей Лондона и других городов мира, включая Музей Виктории и Альберта, галерею Тейт (Лондон), музеи современного искусства в Манчестере и Сан-Франциско и другие. Одновременно поднялись и цены на картины Офили. Сейчас за них дают 200 тысяч долларов и выше.
Чем больше заказов, тем больше времени проводит художник со своими слонихами, которые питают его творчество и в прямом, и в переносном смысле слова. Содружество Офили со слонихами Майей, Льянг Льянг и Дильбертой длится уже десять лет. Правда, художник не вполне уверен, что слонихи признают его. (Не как творца, а как конкретную личность). Да и он сам путается в них. "Виною тому их хоботы, которые служат им одновременно и в качестве носа, и в качестве рук. Хоботы до сих пор вызывают мое удивление", - говорит художник. Слоны относятся к нему с удивительным дружелюбием. Но и здесь он не уверен, личная ли это его заслуга или они дружелюбны по отношению ко всем посетителям зоопарка.
С некоторых пор слонихи явно загрустили. Азиатские слоны - большая редкость. Их вид находится на грани вымирания. Поэтому было решено перевести слоних из Лондонского зоопарка в Випснейд, где для них подготовили лучшее жилище, оплаченное Офили. К тому же в Випснейде имеется слон Эмнет, от которого уже забеременели две другие слонихи Анна и Лючия. Так что есть шанс и у лондонской троицы. Главный куратор Английского зоологического общества Ник Линдси глубоко благодарен художнику: "То, что делает для нас Офили, просто экстраординарно. Сейчас он взял на себя заботу уже о шести слонах, - говорит Линдси и не без юмора добавляет, - но с другой стороны, это пойдет на пользу и самому Офили. Имея в своем распоряжении навоз шести слонов, он сможет делать больше картин больших размеров..."
По материалам: www.peoples.ru/art/painter/chris_ofili/; www.izvestia.ru/culture/article21132/; archive.experiment.ru/articles/118
|