Вернуться к началу
Сальвадор Дали и Гала В конце 60-х отношения между Дали и Галой стали сходить на
нет. И по просьбе Галы, Дали был вынужден купить ей свой замок, где она много
времени проводила в обществе молодых людей. Остаток их совместной жизни
представлял собой тлеющие головешки бывшие когда-то ярким костром страсти.
Начиная примерно с 1970 года здоровье Дали стало
ухудшаться. Хоть его творческая энергия и не уменьшилась, стали беспокоить
мысли о смерти и бессмертии. Он верил в возможность бессмертия, включая
бессмертие тела, и исследовал пути сохранения тела через замораживание и
пересадку ДНК, чтобы вновь родиться. Однако более важным было сохранение работ,
что стало его основным проектом. Он направил на это всю свою энергию.
Художнику пришла идея построить для своих работ музей.
Вскоре он взялся за перестройку театра в Фигерасе, своей родине, сильно
разрушенного во время гражданской войны в Испании. Над сценой был воздвигнут
гигантский геодезический купол. Зрительный зал был расчищен и разделен на
сектора, в которых могли быть представлены его работы разных жанров, включая
спальню Маэ Уэст и большие картины, такие как "Галлюциногенный
тореадор".
Дали сам расписал входное фойе, изобразив себя и Галу,
моющих золото в Фигерасе, со свисающими с потолка ногами. Салон был назван
Дворец Ветров, по одноименной поэме, в которой рассказывается легенда о
восточном ветре, чья любовь женилась и живет на западе, поэтому всегда, когда
приближается к ней, он вынужден повернуть, при этом на землю падают его слезы.
Эта легенда очень понравилась Дали, великому мистику, который посвятил другую
часть своего музея эротике.
В Театре-музее Дали было выставлено много других работ и
прочих безделушек. Салон открылся в сентябре 1974 года и был похож не столько
на музей, сколько на базар. Там, среди прочего, были результаты экспериментов
Дали с голографией, из которой он надеялся создать глобальные трехмерные
образы. (Его голограммы сначала выставлялись в галерее Кнедлер в Нью-Йорке в
1972 году. Он перестал экспериментировать в 1975 году.) Кроме того, в Театре -
музее Дали выставлены двойные спектроскопические картины с изображением
обнаженной Галы на фоне картины Клода Лорэна и другие предметы искусства,
созданные Дали.
"Музей Дали" - это бесподобное сюрриалистичекое
творение и по сей день приводит в восторг посетителей. Музей представляет собой
ретроспективу жизни великого художника.
Спрос на работы Дали стал сумасшедшим. Издатели книг,
журналы, дома мод и режиссеры театров боролись за него. Он уже создал иллюстрации
ко многим шедеврам мировой литературы, таким как Библия, "Божественная
комедия" Данте, "Потерянный рай" Милтона, "Бог и
монотеизм" Фрейда, "Искусство любви" Овидия. Он также создавал
сюрреалистические композиции, такие как "Посмертная маска Наполеона на
носороге", "Галлюциногенный тореадор" с барабанами, ножницами,
ложками, мягкими часами, увенчанный короной, или "Видение де л'Андж с
большим пальцем Бога и двенадцатью апостолами".
Многие десятилетия своей жизни Сальвадор Дали отдал
бизнесу и коммерции. На протяжении нескольких лет он писал одну картину в год -
обычно за огромную плату, а сам занимался чем угодно - от продажи литографий до
разработки рисунков костюмов и рекламы авиакомпаний. "Дали лучше спится
после получения чеков на большие суммы", - любил говорить он. Наверно,
Дали и впрямь спал как ребенок, потому что его имя красовалось на упа- ковках
косметики, на бутылках бренди, на мебельных гарнитурах. Одно из самых
несерьезных его занятий - расписанные Дали в 1973 году панели пассажирских самолетов
испанской авиакомпании. Работы художника в рекламе заставили большинство
критиков согласиться с тем, что по крайней мере два последних десятилетия
творчества Дали бы- ли примечательны больше его чудачествами, чем какими-либо
настоящими художественными достижениями.
Культ Дали, обилие его работ в разных жанрах и стилях
привели к появлению многочисленных подделок, что вызвало большие проблемы на
мировом рынке искусства. Сам Дали был замешан в скандале в 1960 году, когда
подписал много чистых листов бумаги, предназначаемых для создания оттисков с
литографических камней, хранимых у дилеров в Париже. Было выдвинуто обвинение в
незаконном использовании этих чистых листов. Однако Дали этот скандал оставил
равнодушным. "Люди так не волновались бы, если б я был посредственным
художником, фыркнул он. - Всех великих художников подделывали" и в 1970-х
художник продолжал вести свою беспорядочную и активную жизнь, как всегда
продолжая поиск новых пластичных путей исследования своего удивительного мира
искусства. Читать далее
|