«Миру придется немного потесниться, и еще вопрос, вместит ли
он гения!»
Сальвадор Дали
Этого знаменитого испанского художника, чаще всего
называют: «загадочным», «энигматичным», «мистическим», «фантастическим»,
«таинственным» и пр. В огромной массе литературы о нем, которая насчитывает
тысячи статей и сотни книг – творчество мастера представляют как вызов
и эпатаж в отношении общепринятых социальных и эстетических норм. Внешняя экстравагантность
поведения Дали в жизни, обычно противопоставляется глубинной загадочности его
творений. Наверно художник создал свою биографию и свои творения по единым
философско-эстетическим нормам.
11 мая 1904 года в семье дона Сальвадора Дали-и-Куси и
доньи Фелипы Доменеч родился мальчик, которому было суждено стать в будущем
одним из величайших гениев эпохи сюрреализма. Звали его Сальвадор Фелипе
Хасинто Дали.
Его отец был государственным нотариусом в Фигерасе. Он
знал свое место в обществе и, как многие каталонцы, был антимадридским
республиканцем и к тому же атеистом. Мать Сальвадора также была типичным
представителем своего класса. Она была любящей женой и непоколебимой
католичкой, которая, вне всякого сомнения, настояла на том, чтобы ее семья регулярно
посещала церковь.
У Сальвадора сложилось устойчивое мнение о том, что
родители любили вовсе не его, а старшего брата, которого тоже звали Сальвадор,
умершего за два года до его рождения. Это откровение появилось в «Невысказанных
откровениях Сальвадора Дали», книге, опубликованной в 1976 году, после издания
трех предыдущих его автобиографий. Было ли это изгнанием последствий травмы или
плодом живого воображения художника, всю свою жизнь создававшего скрытые и
двусмысленные образы, автора так называемого процесса
параноидально-критического мышления, мы можем лишь догадываться. Несмотря на
это мнение Дали, оба родителя, по всей видимости, любили Сальвадора и его
младшую сестру Анну-Марию и обеспечили им самое лучшее для того времени
образование, которое было доступно им.
Дали утверждал, что начал думать, еще когда находился во
чреве матери, в семь месяцев. "Было тепло, мягко и тихо, - говорил он. -
Это был рай".
Уже в раннем детстве по поведению и пристрастиям
маленького Сальвадора можно было отметить его неудержимую энергию и
эксцентричность характера. Частые капризы и истерики приводили отца Дали в
гнев, но мать, напротив всячески старалась угодить любимому сыну. Она прощала
ему даже самые отвратительные выходки. В итоге отец стал неким воплощением зла,
а мать напротив - символом добра.
Талант к живописи проявился у Дали достаточно в юном
возрасте. В четыре года он с удивительным для столь маленького ребенка
старанием пытался рисовать.
В шестилетнем возрасте Дали привлек образ Наполеона и как
бы отождествляя себя с ним, он почувствовал потребность в некой власти. Одев на
себя маскарадный костюм короля он получал огромное удовольствие от своего вида.
Детство и большая часть юности Дали прошло семейном домике
возле моря в Кадакесе. в Каталонии, на северо-востоке Испании, красивейшем
уголке земного шара. Здесь мальчик с богатым воображением общался с местными
рыбаками и рабочими, вбирая в себя мифологию низших слоев общества и изучая
суеверия своего народа. Возможно, это повлияло на его талант и стало
предпосылкой вплетения мистических тем в его искусство.
Первую свою картину Сальвадор Дали нарисовал, когда ему
было десять лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж, написанный на
деревянной доске масляными красками. Талант гения рвался наружу. Дали целыми
днями просиживал в маленькой, специально выделенной ему комнате, рисуя картины.
Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в
детстве. Однажды, решив употребить для своих упражнений старую дверь (по
причине отсутствия холста) всего тремя красками и без использования кисти
нарисовал натюрморт, изумивший друзей и родственников, увидевших его тогда. Это
было изображение пригоршни вишен, лежащих на солнце. Кто-то из зрителей
заметил, что у вишен нет хвостиков, о которых юный художник действительно
забыл. Быстро сориентировавшись, Дали начал есть вишни, которые служили ему
натурой, а настоящие хвостики прикреплять к ягодам на картине. Древоточцев,
изъевших же деревянную дверь и вылезавших теперь наружу сквозь слой краски
поменял местами с червячками из натуральных вишен. Восторгу зрителей не было
предела.
В Фигерасе Дали брал уроки рисунка у профессора Жоана
Нуньеса .Можно сказать,что под опытным руководством профессора талант юного
Сальвадора Дали принял свои реальные формы. Уже в 14 лет нельзя было усомниться
в способности Дали к рисованию.
Когда Дали было почти 15 лет его выгнали из монашеской
школы за непотребное поведение. Но он смог успешно сдать все экзамены и
поступить в институт (так в Испании называли школу, дающую законченное среднее
образование). Институт в 1921 году ему удалось закончить с блестящими оценками.
Дали в то время исполнилось семнадцать и он уже начал завоевывать признание в
художественных кругах Фигераса. Он покинул дом, уговорив отца помочь основать
свою художественную студию в Мадриде при Академии изящных искусств
Сан-Фернандо, одним из самых известных директоров которой был Франсиско Гойя.
Сальвадор Дали отправился в Мадрид в 1922 году. Он был полон самоуверенности
молодого человека, ищущего приключений, но знающего, что дома его ждет тихая
пристань. Однако впоследствии это убеждение было сильно поколеблено.
В шестнадцать лет Дали стал излагать свои мысли на бумаге.
С этого времени живопись и литература оказались в равной мере частями его
творческой жизни. В 1919 году в самодельном издании "Студиум" он
публикует очерки о Веласкесе, Гойе, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо.
Участвует в студенческих волнениях, за что на сутки попадает в тюрьму.
В начале 20-х годов Дали был восхищен работами футуристов,
но все же он был полон решимости создать собственный стиль в живописи. В это
время у него появились новые друзья и знакомства. В Мадриде Дали познакомился с
людьми, которые оказали большое влияние на его жизнь. Одним из них был Луис
Бюнюэль, который впоследствии стал одним из самых уважаемых в Европе
киноавангардистов на следующие полвека. Другим большим другом Дали, оказавшим
на него огромное влияние, был Федерико Гарсия Лорка, поэт, ставший вскоре одним
из самых популярных драматургов Испании. Во время гражданской войны он был
застрелен солдатами диктатора генерала Франсиско Франке. Отношения между Дали и
Лоркой были очень близкими. В 1926 году было опубликовано стихотворение Лорки
"Ода Сальвадору Дали", а в 1927 году Дали разработал декорации и
костюмы для постановки "Марианы Пинеды" Лорки. Как Бюнюэль, так и
Лорка являлись частью новой интеллектуальной жизни в Испании. Они бросали вызов
консервативным и догматическим доктринам политической верхушки и католической
церкви, которые, в основном, формировали испанское общество того времени.
В Мадриде Дали впервые оказался предоставлен самому себе.
Экстравагантный вид художника изумлял и шокировал обывателей. Это приводило
самого Дали в неописуемый восторг.
В 1921 году от рака умирает мать Дали. Ее смерть явилась
огромным эмоциональным потрясением и тяжелым ударом для семьи.
В 1923 году талантливый юноша ухитрился одновременно
получить несколько призов за лучшие работы и быть отстраненным от занятий в
академии на год за подстрекательство студентов на бунт против неправильного,
как он считал, назначения нового профессора.
В этот период интерес Дали был прикован к творениям
великого гения кубизма Пабло Пикассо. В картинах Дали того времени можно
заметить влияние кубизма ("Молодые девушки" (1923)).
Даже до поездки Дали в Париж в его работах проявлялись
сюрреалистические качества. На картине "Фигура женщины у окна",
написанной в 1925 году, художник изобразил свою сестру Анну-Марию смотрящую из
окна на залив в Кадакесе. Полотно пропитано духом нереальности сна, хотя написано
в дотошном реалистическом стиле. В нем присутствует аура пустоты и одновременно
чего-то невидимого, что притаилось за пространством картины. Кроме того,
картина создает ощущение тишины. Если бы это была работа импрессионистов,
зритель чувствовал бы ее атмосферу: слышал бы море или шептание бриза, но здесь
кажется, что вся жизнь замерла.
В 1925 году с 14 по 27 ноября проходит первая персональная
выставка его работ в галерее Далмау. На этой выставке были 27 картин и 5
рисунков начинающего великого гения. Большинство его работ в то время было
сделано в духе исследования новых течений, преобладавших тогда в художественном
мире Парижа. Он попробовал себя в качестве импрессиониста в "Автопортрете
с шеей в стиле Рафаэля" (1921-22). Горы в Кадакесе на втором плане картины
стали типичным пейзажным мотивом работ Дали. Затем была попытка создания
картины в стиле кубизма. Подражая его основателям Жоржу Браку и Пабло Пикассо,
Дали написал еще один автопортрет: "Автопортрет с "Ла
Публичитат"" (одна из барселонских газет). В 1925 году Дали написал
еще одну картину в стиле Пикассо: "Венера и моряк". Она вошла в число
семнадцати картин, экспонировавшихся на первой персональной выставке Дали.
Влияние идей Лорки и Бюнюэля стимулировало и без того
радикальное мышление Дали. Это привело его к несогласию с методами Академии
изящных искусств Мадрида, где он учился. Дали надеялся найти здесь достойных
учителей, которые бы смогли научить святому ремеслу, но быстро разочаровался.
Публично заявив, что не намерен сдавать экзамены «тем, кто знает неизмеримо
меньше, почти ничего не смыслит и вовсе ничего не умеет», Дали был исключен из
Академии в 1926 году за подстрекательство к беспорядкам среди студентов.
В том же 1926 году Сальвадор Дали вместе с семьей уехал в
Париж, мировой центр искусства, пытаясь найти там для себя что-то по душе. Дали
пока не видел оригиналы современных картин, хотя в Барселоне в 1920 году прошла
выставка современного искусства. В то время на художника оказали большое
влияние журнальные репродукции. В Париже Дали побывал в мастерской Пикассо.
Однако Дали не спешил в следующую поездку в Париж. Возможно, он хотел понять,
что он там ищет. Но кроме того, как это выяснилось позже, когда ему пришлось
часто переезжать, чтобы поддержать свой растущий мировой статус, он не любил
менять привычную обстановку Кадакеса и Коста Брава в Каталонии.
Другим фактором, влиявшим на образ мышления Дали в тот
период, было отсутствие у него настоящего интереса к развитию новых
эстетических подходов в технике письма. Совершенство техники, достигнутое
художниками Ренессанса, как вскоре он признается сам себе в глубине души,
нельзя улучшить. Это предположение подтвердилось после поездки в Брюссель,
которую он совершил во время визита в Париж. Искусство фламандских мастеров с
их удивительным вниманием, уделяемым деталям, произвело на Дали огромное
впечатление.
Когда Дали вернулся в Кадакес после изгнания из Академии
искусств, он продолжал писать в своем стиле. На картине, "Фигура девушки
на скале" (1926) он изобразил свою сестру лежащей на камнях. Внешне
казалось, что полотно написано в стиле Пикассо, однако оно не походило по духу
на его работы и было просто реалистическим изучением перспективы.
Вторая выставка работ Дали, состоявшаяся в Барселоне в
галерее Делмо в конце 1926 года, была встречена с еще большим энтузиазмом, чем
первая. Возможно, благодаря этому отец Дали несколько смирился с шокирующим
исключением своего сына из Академии после которого исчезла любая возможность
сделать официальную карьеру.
В 1928 году в Париже Дали сблизился с сюрреалистами и, при
поддержке каталонского художника и сюрреалиста Хоана Миро, он влился в новое
движение, которое начало все больше влиять на художественные и литературные
круги Европы., и был принят в ряды сюрреалистов в 1929 году, сразу же после его
приезда в Париж. Вступив в группу, объединившуюся вокруг Андре Бретона, Дали
начал создавать свои первые сюрреалистические работы ("Мёд слаще
крови", 1928; "Светлые радости", 1929). А. Бретон относился к
этому выряженному щеголю - испанцу, который писал картины - ребусы, с изрядной
долей недоверия. Он не увидел пользу, которую Дали мог принести их общему делу.
Интерес Дали к деятельности группы сюрреалистов под
руководством Бретона бысторо угас. Дали с удовольствием вернулся к восхищению
мастерами Ренессанса и на время забыл о Париже. Но в 1929 г. пришло приглашение
от друга Бюнюэля, которое художник не мог не принять. Его пригласили в Париж
для работы над сюрреалистическим фильмом с использованием образов, выловленных
из подсознания человека.
В начале 1929 года состоялась премьера фильма
"Андалузский пес" по сценарию Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля. Сам
сценарий был написан за шесть дней! Теперь этот фильм является классикой
сюрреализма. Это был короткий фильм, созданный для того, чтобы шокировать и
задеть за живое буржуазию и высмеять крайности авангарда. Среди самых
шокирующих кадров есть и по сей день знаменитая сцена, которую, как известно,
придумал Дали, где глаз человека разрезается пополам при помощи лезвия.
Разлагающиеся ослы, которые мелькали в других сценах, тоже являлись частью
вклада Дали в работу по созданию фильма.
После первой публичной демонстрации фильма в октябре 1929
года в Театр дез Урсулин в Париже, Бюнюэль и Дали сразу же стали известными и
прославленными.
После скандальной премьеры этого фильма был задуман еще
один фильм под названием "Золотой век".
Дали много работал. Сюжет большого числа картин
основывался на его сложных проблемах сексуальности и отношений с родителями.
В 1929 году Дали написал картину "Великий мастурбатор",
одну из наиболее значительных работ того периода. В этой картине художник
выразил свою постоянную озабоченность сексом, насилием и чувством вины.
На картине изображена большая, похожая на восковую голова
с темно-красными щеками и полуприкрытыми глазами с очень длинными ресницами.
Огромный нос упирается в землю, а вместо рта нарисована гниющая саранча. По
брюшку насекомого ползают муравьи. На картине также присутствует нагромождение
скал, которые будут сопровождать художника на протяжении всего творчества, и
такой типичный для Дали образ, как саранча - одно из насекомых, населяющих его
кошмары. Подобные темы были характерны для работ Дали 30-х годов: он питал
необыкновенную слабость к образам кузнечиков, муравьев, телефонов, ключей,
костылей, хлеба, волос. Дали сам называл свою технику ручной фотографией
бетонной иррациональности. Эта глубоко личная картина имеет очень большое
значение. Она навеяна Дали его собственным подсознанием.
К 1929 году сюрреализм стал спорным, для многих
неприемлемым течением в живописи.
Личная жизнь Сальвадора Дали до 1929 года не имела ярких
моментов (если только не считать его многочисленные увлечения нереальными
девочками, девушками и женщинами). Но именно 1929 год стал для Дали
судьбоносным. Закончив работу над "Андалузским псом", которого он
создавал вместе с Бюнюэлем, художник вернулся в Кадакес, чтобы поработать над
выставкой своих картин, которую согласился устроить осенью парижский торговец
произведениями искусства Камиль Гоэманс. Среди многочисленных гостей Дали в то
лето посетил поэт Поль Элюар, который приехал со своей дочерью Сесиль и женой
Галой (урожденной русской Еленой Делувиной-Дьяконовой). Отношения Галы с ее
мужем к тому времени уже были прохладными.
Ее встреча с Сальвадором Дали летом 1929 года стала
роковой для обоих. Гала, которая была почти на десять лет старше его, казалась
Дали утонченной самоуверенной женщиной, вращавшейся долгое время в высших
художественных кругах Парижа, в то время как он был всего - навсего простым
молодым человеком из маленького провинциального городка на севере Испании.
Сначала Дали был поражен красотой Галы и разражался смущенным истерическим
хихиканьем, когда они разговаривали. Он не знал, как вести себя при ней.
Она вскоре стала любовницей, а затем и женой Дали. Гала - чьей
реакцией на неистовую страстную любовь Дали были, как утверждают, слова:
"Мой мальчик, мы никогда не расстанемся" - стала для него не просто
удовлетворяющей его страсть любовницей. Именно Гала станет на всю оставшуюся
жизнь музой, вдохновением гения Дали. Когда она в конце концов бросила своего
мужа и переехала к Дали в 1930 году, то проявила себя как отличный организатор,
деловой менеджер и патронесса.
Чтобы выразить свои чувства к этой удивительной женщине,
Дали изобразил ее в виде Градивы, героини популярного романа Уильяма Дженсена,
где Градива предстает, как ожившая статуя из Помпей, в которую влюбился молодой
человек, что в конечном итоге изменило его жизнь. На картине "Градива
вновь открывает для себя антропоморфные развалины" на фоне скал, написать
которые художника вдохновил скалистый пейзаж Коста Брава, на переднем плане
изображена Градива, моделью для которой послужила Гала, окутанная скалой, на
которой стоит чернильница, возможно, как намек на ее бывшего мужа-поэта.
Дали наслаждался шоком, вызванным в обществе как
"Андалузским псом", так и своими картинами. Но вместе с тем его
картина "Святое сердце" вызвала нежелательные личные последствия. В
центре картины был изображен силуэт Мадонны со Святым Сердцем, Вокруг силуэта
было грубо нацарапано: "Иногда мне нравится плевать на портрет моей
матери". То, что, возможно, задумывалось Дали как небольшая рекламная
шутка, показалось его отцу осквернением святой памяти его первой жены и матери
семейства. К его недовольству картинами сына примешивалось и неодобрение связи
Дали с Галой Элюар. В результате отец запретил Дали когда-либо посещать дом
семьи. Согласно его последующим рассказам, художник, мучимый угрызениями
совести, обстриг все волосы и похоронил их в своем любимом Кадакесе.
В 1930 году картины Сальвадора Дали стали приносить ему
известность ("Расплывшееся время"; "Постоянство памяти").
Неизменными темами его творений были разрушение, тление, смерть, а так же мир
сексуальных переживаний человека (влияние книг Зигмунда Фрейда).
В то время образ пустынного берега прочно засел в сознании
Дали. Художник писал пустынный пляж и скалы в Кадакесе без какой-либо
определенной тематической направленности. Как он утверждал позже, пустота для
него заполнилась, когда он увидел кусок сыра камембер. Сыр становился мягким и
стал таять на тарелке. Это зрелище вызвало в подсознании художника определенный
образ, и он начал заполнять пейзаж тающими часами, создавая таким образом один
из самых сильных образов нашего времени. Дали назвал картину "Постоянство
памяти".
"Постоянство памяти" была завершена в 1931 году
и стала символом современной концепции относительности времени. Кроме того,
картина вызывает у зрителя другие глубоко запрятанные чувства, которые трудно
определить. Спустя год после экспозиции в парижской галерее Пьера Коле самая
известная картина Дали была куплена нью-йоркским Музеем современного искусства.
В начале 30 -х годов Сальвадор Дали вступил в некий
конфликт на политической почве с сюрриалистами. Его восхищение Адольфом
Гитлером и монархические наклонности шли в разрез с идеями Бретона. Дали порвал
с сюрреалистами после того, как те обвинили его в контрреволюционной
деятельности.
В январе 1931 года в Лондоне состоялась премьера второго
фильма - "Золотой век". Критики приняли новый фильм с восторгом. Но
потом он стал яблоком раздора между Бюнюэлем и Дали: каждый утверждал, что он
сделал для фильма больше, чем другой. Однако несмотря на споры, их
сотрудничество оставило глубокий след в жизни обоих художников и направило Дали
на путь сюрреализма.
К 1934 году Гала уже развелась со своим мужем, и Дали мог
жениться на ней. Удивительная особенность этой семейной пары была в том, что
они чувствовали и понимали друг друга. Гала, в прямом смысле, жила жизнью Дали,
а он в свою очередь обожествлял ее, восхищался ей. Читать далее
|