В 1875 году Архип Куинджи сразу
после женитьбы на Вере Кеччерджи, вместе с молодой женой отправляется на
Валаам. Этот остров был излюбленным местом пейзажистов Санкт-Петербурга.
Куинджи постоянно слышавший самые восторженные отзывы об этом чудесном уголке
природы, не мог его не посетить.
По возвращению из этого волшебного края,
который невзирая на суровые виды, оказался величаво поэтичным и вдохновленный
этим величавым спокойствием, художник неустанно писал. Он создает пейзажи: «На
острове Валааме», «Ладожское озеро».
«На
острове Валааме» А.Куинджи
После того, как Репин увидев пейзаж «На
острове Валааме» на академической выставке, он пишет Третьякову в Москву:
«...всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне
Крамской — он от нее в восторге». В этом полотне реалистическая передача
природы переплетена с реалистической условностью. Это была первая картина
Куинджи, которую купил Третьяков, для своей галереи.
А.Куинджи "Ладожское озеро"
Северная природа с
присущим ей величественно-суровым покоем и тишиной изображена в пейзаже
«Ладожское озеро». Этот пейзаж написан с большой легкостью и изяществом. Он
построен на тонких оттенках и световых контрастах, которые создают ощущение
драматизма. На этом полотне хорошо передан эффект каменного дна, который
просвечивает сквозь прозрачные воды озера. Темперамент и эмоциональность
Куинджи раскрывает любопытный момент связанный с этим пейзажем. В тот момент,
когда он писал «Ладожское озеро», по соседству с ним жил художник-маринист
Судковский, который десять лет спустя после создания картины, представил на суд
публики собственное полотно «Мертвый штиль». В этом полотне повторяется прием
Куинджи — каменистое дно просвечивающееся сквозь прозрачные воды. Куинджи
называет работу грубым плагиатом и ссорится с Судковским, с которым очень
дружил на протяжении всех этих лет. Кроме того, по настоянию Куинджи, в прессе
ставившей «Мертвый штиль» Судковского вместе с его лучшими произведениями,
упоминание об авторском праве, которое принадлежит именно ему — Архипу Куинджи.
Судковский "Мертвый штиль"
Художественный мир разделился: одни художники встали на защиту Судковского, а
другие на сторону Куинджи. Крамской, Волков, Репин даже отправляют в редакцию
журнала «Новое Время» письмо с заявлением, что картина Судковского «Мертвый
штиль» прямо заимствована у Куинджи.
Литература:
1. Великие художники. Альбом 5. Куинджи Москва: Директ-Медиа. ИД «Комсомольская правда»
2. Ирина Голицына Куинджи Серия: Мастера живописи Издательство: Белый город, 2005 г.