Андре Бретон (фр. André Breton) — французский писатель и
поэт, основоположник сюрреализма -
родился 19 февраля 1896 г. в нормандском городе Тиншеадбрей в буржуазной
семье. У Андре не было братьев и сестер, поэтому родители постарались дать
своему единственному сыну классическое образование, которое могло открыть
дорогу к престижной и доходной профессии. Бретон оканчивает церковную школу,
затем учится в одном из парижских колледжей. По окончании курса отправляется в
Сорбонну и становится студентом медицинского факультета.
В 1915 во время Первой мировой войны он был мобилизован и
приписан к армейской невро-психиатрической службе. Во время войны он серьезно
изучает труды Ж.М.Шарко, одного из создателей невропаталогии и психотерапии, и
Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа. В 1916 в госпитале знакомится с
молодым поэтом Жаком Ваше, который был непримиримым противником войны. Он в 25
лет покончил жизнь самоубийством, но его военные письма оказали сильное
воздействие на настроения художественной интеллигенции того времени. После
демобилизации Андре Бретон вернулся в Париж и включился в литературную жизнь.
Он входит в окружение Гийома Аполлинера, чью поэзию высоко ценил и с которым
познакомился еще не фронте. Эта встреча
становится поистине судьбоносной для начинающего психолога Бретона: Аполлинер
представил его Филиппу Супо, который впоследствии будет ближайшим соратником
Андре. А Луи Арагон, еще один фронтовой товарищ Бретона, открыл для него
творчество Лотреамона.
Вместе с Луи Арагоном и Филиппом Супо в 1919 году создает
журнал «Литература» («Litterature»). Печатает там Магнетические поля (Champs
magnétiques) – первый «автоматический текст», написанный им в соавторстве с
Ф.Супо. Эта работа стала предвестником сюрреализма, в ней проявились многие
элементы этого художественного направления. В том же году сближается с
Тристаном Тцара и другими дадаистами, переехавшими во Францию из Швейцарии.
Вместе с новыми друзьями принимает участие в эпатажных дадаистских
манифестациях. В начале 1920-х разошелся во взглядах с Т.Тцара. В 1922 при
посещении Вены он втретился с Зигмундом Фрейдом. Его очень интересовали его
опыты в области гипнотических снов. В 1923 опубликовал свой первый поэтический
сборник Свет земли (Clair de terre).
В 1924 возглавляет группу молодых поэтов и художников, в
которую вошли: Л.Арагон, Ф.Супо, Поль Элюар, Бенжамен Пере, Робер Деснос, Макс
Эрнст, Пабло Пикассо, Франсис Пикабия. Эта группа стала называть себя
сюрреалистами и в ней Бретон пользовался непререкаемым авторитетом. В 1924
опубликовал первый Манифест сюрреализма (Manifeste du surréalisme), где
сюрреализм определялся как «чистый психический автоматизм, при помощи которого
предполагается в устной или письменной форме, или каким-либо иным образом
передавать реальное функционирование мысли», как «диктовка мысли вне всякого
контроля разума, вне каких-либо эстетических и нравственных соображений». А.Бретон выдвигал требования полного
разрушения всех существовавших до того психических механизмов и замены их
механизмом сюрреалистическим, единственно возможным для постижения высшей
реальности и для решения кардинальных вопросов бытия. Затем последовал памфлет
«Труп», в котором Бретон и товарищи радовались смерти Анатоля Франса, которого
они называли «последним стариком французской литературы».
В декабре 1924 переименовывает журнал «Литература» в
«Сюрреалистическую революцию» («Revolution surréaliste»). В 1925 в эссе
Революция сначала и навсегда (Révolution d"abord et toujours) формулирует
свое понимание сюрреалистической деятельности относительно литературы,
искусства, философии и политики. Публично осудил колониальную войну Франции в
Марокко 1925–1926. Он стал сотрудничать с органом французских коммунистов
«Кларте» и в январе 1927 вступает в коммунистическую партию вместе с Л.Арагоном,
П.Элюаром, Б.Пере и Пьером Юником. В марте 1928 опубликовал очерк о творчестве
П.Пикассо, М.Эрнста, Ман Рея, Андре Массона, Джорджо де Кирико под заголовком
Сюрреализм и живопись (Le surréalisme et la peinture»), разделяя этим оба эти
понятия: не могло существовать «сюрреалистического стиля» в искусстве, ведь
сюрреализм был не художественным методом, а способом мышления и образом жизни.
В июне 1928 издал роман Надя (Nadja) о любви к женщине с
даром ясновидения, которая окончивает свои дни в психиатрической клинике.
Серьезные расхождения, возникшие в среде сюрреалистов, побуждают его выпустить
в 1930 Второй Манифест сюрреализма (Second manifeste du surréalisme) и изменить
название своего журнала на «Сюрреализма на службе революции» («Surrealisme au
service de la révolution). В том же году создал в соавторстве с П.Элюаром и
Рене Шаром поэтический сборник Замедлить работы (Ralentir travaux) и в
соавторстве с П.Элюаром прозаический текст Непорочное зачатие (Immaculée
Conception). В нем он сконструировал сюрреалистическую модель человеческой
жизни, начиная с зачатия и кончая смертью. В 1932 выпустил собрание стихов
Седовласый револьвер (Revolver à cheveux blancs) и психоаналитическое
исследование Сообщающиеся сосуды (Les Vases communicants), где попытался выявить
связь между состояниями сна и бодрствования.
В начале 1930-х кризис внутри сюрреалистической группы
углубился и ее покинули Л.Арагон и Жорж Садуль. Бретона все сильнее тяготило
пребывание в коммунистической партии. Сюрреалистическая свобода была несовместима
с политической борьбой и кроме того, он критиковал руководство КПФ за
замалчивание сталинских репрессий. В конце 1933 его исключают из
коммунистической партии вместе с П.Элюаром и Рене Кревелем. В 1937 издал
роман-дилогию Бешеная любовь (L"Amour fou). В 1938 организовал первую
Международную выставку сюрреалистов в Париже. В том же году посетил Мексику,
где вместе с Л.Д.Троцким и Д.Риверой основал Международную Федерацию
независимого революционного искусства. В соавторстве с Л.Б.Троцким написал Манифест
для независимого революционного искусства (Manifeste pour l"art
indépendant révolutionnaire), где резко осуждал Московские процессы 1936–1938.
Перед началом Второй мировой войны вернулся на родину. В 1939 работал врачом в
военно-летной школе Пуатье, но после поражения Франции в 1940 уехал в Марсель.
Находился под подозрением у вишистским властей, которые запретили публикацию
его поэмы Фата Моргана (Fata Morgana) и Антологию черного юмора (Anthologie
d"humour noir). Опасаясь репрессий, в марте 1941 эмигрирует в США. Работал
диктором на радио, активно выступал в поддержку антигитлеровской коалиции. В
1942 основал вместе с художником Марселем Дюшаном журнал «VVV» (символ тройной
победы), в котором пропагандировал сюрреалистическую доктрину.
В 1945 вернулся во
Францию и опубликовал работу «Положение сюрреализма между двумя войнами»
(Situation du surréalisme entre les deux guerres). Пытался возродить
распавшееся во время войны сюрреалистическое движение. Издавал журналы, которые
могли бы стать его организующими центрами, но не встретив отклика, отказался от
этой идеи. Ограничился участием в организации международных парижских выставок
художников, близких к сюрреализму (1947, 1959, 1965). Продолжил литературную
деятельность и в 1947 опубликовал Оду Шарлю Фурье (Ode à Charles Fourier), а в
1948 Лампу в часах (La Lampe dans l"horloge), в 1948 выходит сборник Поэмы
(Poèmes), в 1953 Побег на свободу (La Clé des champs).
Для истории французской культуры А.Бретон в первую очередь –
создатель сюрреализма, самого значительного художественного течения первой
половины 20 в. Его «Автоматическое письмо» – это действенный и работающий метод
освобождения поэта от мира условного и материального. Создавая его, Бретон
синтезировал многие источники, такие как наработки ранних предтеч сюрреалистов
– символистов, так и психоанализ Фрейда, с которым он был прекрасно знаком
(Бретон проходил обучение в Центре Неврологии в Нанте), а также гегельянство,
эстетику революционного террора и бунта. Многое перенял он и из Дадаизма, приверженцем
и адептом которого он был на заре своей творческой жизни. Однако Бретон,
ассимилируя методы эпатажа и бунта в искусстве, отметает дадаистское
нивелирование текста как смыслового объекта. Поэт-сюрреалист это медиум,
ретранслятор, блаженный у городской ратуши. При этом в отличие от Дада, тексты,
созданные посредством «Автоматического письма», ни в коем разе не являются
«потоком сознания» или абсурдизмом. Продукт сюрреалиста не просто осмысленный,
он сверх-осмысленный, гипер-осмысленный.
Метод давал превосходные результаты. Чтобы понять это,
достаточно ознакомиться хотя бы с поэтическими работами соратников Бретона –
Элюара и Арагона. При явном влиянии романтической, упаднической школы Бодлера,
Рембо, Верлена, проявляется нечто совершенно новое, принципиально новое и
живое, бретоновское присутствует в поэтике сюрреалистов.
Сегодня, мало кто помнит об их поэзии, при наличии
громадного живописного наследия сюрреализма - это и Эрнст, Миро, Де Кирико, и,
конечно, этот воистину столп сюрреализма, человек в котелке – Рене Магритт, да
и многие другие.
Бретон проделал воистину титаническую работу, сумев
адаптировать основные концепции «Автоматического письма» под нужды художников,
перенеся магию письма в сферу визуальную, где форма имеет совершенно иное значение,
нежели в сюрреалистической словесности. Однако при этом вкусы самого Бретона в
изобразительном искусстве простирались в совсем иных плоскостях. Он предпочитал
примитивизм и трайбализм. Так, одну из первых галерей сюрреалистов (открытую в
1926-ом году) украшали скульптуры Океании из личной коллекции Бретона.
Влияние Бретона не ограничивалось литературой и живописью.
Его интересуют кино и фотография, высоко оценённая Бретоном как прогрессивная
форма самовыражения, и даже театр, не особо им жалуемый.
Сегодня достаточно легко вычленить актуальность Бретона,
например в случае с кинематографом. В качестве хрестоматийного
сюрреалистического полотна обычно превозносят «Андалузского пса» Бунюэля, по
сценарию Сальвадора Фелипе Хасинто. Однако огромное количество современных
кинематографистов адаптировали сюрреалистический метод и творят в соответствии
с метафизикой и алхимией Бретона. Это и Годар, и Поланский, и Бергман. Хичкок,
Тарковский, Линч, Гондри… – список можно было бы продолжать бесконечно.
Фигура Бретона интересна и в политическом контексте. Он был
отъявленным леваком. А Ленин был для него – абсолютным авторитетом. Отношение
Бретона к Ленину было отчасти даже ницшеанским apriori, сюрреалист буквально
превозносил вождя мирового пролетариата, считал его воплощенным сверхчеловеком,
боготворил, наделял мистическими качествами и характеристиками.
Для Бретона было характерно и неприятие сталинизма с его
репрессивным аппаратом и имперской государственностью. Занятна и короткая
коллаборация Бретона с Львом Троцким, они даже пишут вместе потрясающий текст о
роли искусства в революции.
Актувльна сегодня и публицистика Бретона, которая ныне
незаслуженно забыта. У него было особое чутье выдающегося критика и публициста,
предвосхищая и препарируя новейшие тенденции и веяния в искусстве и социуме.
Бретон был неисправимым романтиком. Его поэтика глубоко
лирична, и хоть слог его – ломанный, так называемая «стихопроза», но – влияние
Верлена на его творчество крайне заметно. Вот, например, фрагмент одного из стихотворений:
… Там, в окне лавки на Нотр-Дам-де-Лорет,
Две чудные скрещенные ножки, обтянутые длинными чулками
Огнем горят в сердцевине клевера белого
Там шелковая лестница ползет плющем
Там
Ведет нас к пропасти
Твоего присутствия и отсутствия же твоего в безнадежном
слиянии
Раскрываю секрет
Любви к тебе
Всегда в первый раз
Он любил Бретань и любил посещать родительский дом в
Бретани, вообще очень любил эти прибрежные равнины северо-запада Франции. Во
время одного таких посещений в 1966-ом году Бретон заболевает и скоропостижно
умирает. Умер 28 сентября 1966 в Париже, не дожив всего ничего до известных
событий во Франции 1968-ого года. Как говорили потом парижские студенты –
«Бретон пропустил свою главную вечеринку». Умирает он в долгах, так и не решив свои
финансовые неурядицы. Совершенно не предполагая, что по прошествии нескольких
десятилетий его работы будут перекупаться за баснословные деньги столь
ненавистными ему буржуа. Несколько лет назад на аукционе Сотбис был выставлен
на продажу довольно необычный лот. Двадцать с лишним страниц, исписанных
тревожным почерком. Изобилующих перечёркиваниями и неровностями и озаглавленных
«Manifeste du surrealisme» («Манифест Сюрреализма»). Написанный в 1924-ом году
Андре Бретоном, с начальной стоимостью лота – пол миллиона евро.
По материалам: peremeny.ru/; lib.rus.ec/; krugosvet.ru
|